25 лет – это очередной итог работы нашей школы, это гимн нашим учителям, каждому, кто одаривает детей светом образования, 25 лет – это старт нового учебного года, в котором предстоит много потрудиться и много достичь всем, кто учится и учит в нашей школе. За этот период наша школа выпустила 888 учеников, 22 из которых окончили свое обучение с медалью. Школа дает своим выпускникам не только необходимый уровень академического образования, но и навыки гражданской активности и самореализации.
Участие в широкомасштабном эксперименте по обновлению структуры и содержания образования. Опыт школы обобщен на уровне округа, материалы опубликованы в окружном сборнике по результатам эксперимента.
Участие в районном эксперименте по организации предпрофильной подготовки. Опыт школы обобщен на уровне района, материалы опубликованы в вестнике «Педагогическая мастерская» за 2005 год.
Школьный эксперимент «Апробация содержания образования в профильной школе». Из школьной аналитической справки:
1. Из первого набора в профильный класс 69% выпускников воспользовались предметами, которые изучали на профильном уровне, при поступлении в ВУЗы и техникумы, из 2-го набора – 80%, из 3-го набора – 95% выпускников.
2. Повысилась ответственность учащихся, родителей, учителей за качество образования.
3. Сложилась система изучения личности учащихся педагогами (используются методики определения уровня работоспособности, тревожности, изучения мотивации учения и др.)
4. Учителями получены практические умения и навыки по составлению программ эксперимента, по адаптации учебных программ для конкретного класса, освоены новые технологии обучения (проектные, информационно-коммуникационные).
Районный эксперимент «Создание индивидуальных образовательных программ на ступени предпрофильной подготовки и профильного обучения». В 2007-08 учебном году по данной теме школе присвоен статус окружной экспериментальной площадки. По итогам эксперимента имели следующие результаты: качество обучения по профильным предметам физика, информатика – 100%; математика – 81%; биология – 60%; химия – 73%.
Участие в окружном эксперименте «Апробация модели профильного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий при сетевом взаимодействии школ». Четверо учителей нашей школы участвовали в организации дистанционного обучения, а так же учащиеся 10-го класса.
Школе присвоен статус окружной экспериментальной площадки по двум направлениям: «Обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов на ступени предпрофильной подготовки» и «Сохранение положительной мотивации учения на второй ступени обучения». Итоги были подведены на региональной научно-практической конференции, выпущен сборник статей.
Школе присвоен статус Базовой школы (Оньковская школа стала филиалом, д/с №1, д/с «Радуга», ДДТ – структурные подразделения).
Участие в апробационной деятельности краевой площадки по теме: «Информационно-методическое обеспечение введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)». Результатом этого эксперимента является профессиональная готовность педагогов к введению ФГОС ООО.
Краевой инновационный исследовательский проект «Метод компьютерного моделирования как средство достижения метапредметных результатов у учащихся 8-9-х классов.
В сегодняшнем непрерывно меняющемся мире традиционное обучение превратилось в почти бесполезную и бессмысленную функцию. Демократическая педагогика утверждает, что образованным является тот, кто научился учиться, кто научился приспосабливаться и меняться. Изменчивость, приоритет динамичному знанию – вот единственно разумная цель образования в современном мире, поэтому наша школа продолжает совершенствоваться и искать.
Большой вклад в становление и развитие современной системы образования в поселке внесли и вносят руководители и учителя:
Оньков Сергей Георгиевич – «Почетный
работник общего образования», учитель географии, 17 лет проработал в
должности директора школы (1993-2010 гг.). Школа под его руководством в 2008
году стала победителем национального проекта «Образование», получила
статус базовой школы Пермского края, с 2000 по 2004 год была участницей
широкомасштабного эксперимента по обновлению содержания и структуры
образования, в 2006 - 2008 годах была окружной экспериментальной площадкой
по внедрению профильного обучения. Школа достигла положительных результатов
по всем проведенным экспериментам. Директор непосредственно являлся
вдохновителем и организатором всех начинаний. Сергей Георгиевич
всегда находился в курсе событий, новых направлений в образовании,
старался использовать современные технологии в работе и умело организовывал
их применение в образовательном учреждении.
Это был хозяин большого интересного школьного дома,
дипломат, психолог, должностное лицо, строитель, дизайнер… Он видел всё и
умел принимать решения в самых непредвиденных ситуациях. Был опытным
руководителем, компетентным, эрудированным, творчески работающим педагогом.
За годы его работы в школе сложился высокопрофессиональный педагогический коллектив.
Ведь не секрет, что именно личность руководителя, его общая эрудиция,
профессиональная подготовка, такт, энергия, организаторские способности
фактически определяют лицо школы, деятельность педагогического и ученического
коллектива.
За время его руководства в школе полностью была
обновлена материально-техническая база всех кабинетов, получили широкое
использование информационно-коммуникационные технологии, оборудован актовый
зал, заменены окна, отремонтированы коридоры и туалеты – школа отвечает
требованиям надзорных органов. В 2010 году школа успешно прошла аккредитацию.
Сергей Георгиевич в 2008 году был участником
окружного конкурса «Лидер в образовании» и стал его победителем. Он активно
участвовал в поселковых и районных мероприятиях. Пять лет был членом районной аттестационной комиссии.
Он внес большой вклад в дело развития образования в
нашем поселке.
Швецов Николай Григорьевич – директор школы с 2010 г., учитель географии и ОБЖ первой квалификационной категории, руководитель туристского клуба «Бродяги», имеет звание «Почетный работник общего образования».
Катаева Валентина Георгиевна – заместитель директора по учебно-методической работе, учитель математики первой квалификационной категории, победитель районного конкурса «Учитель года 2014», имеет звание «Отличник народного образования».
Яковлева Надежда Валентиновна – учитель физики высшей квалификационной категории, имеет звание «Отличник народного образования».
Вершинина Александра Неофитовна – учитель математики первой квалификационной категории, имеет звание «Почетный работник общего образования».
Пономарева Надежда Константиновна – педагог-психолог и учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, победитель приоритетного национально проекта «Образование» в номинации «Лучшие учителя 2009 года», имеет звание «Почетный работник общего образования».
Тёплых Надежда Прокопьевна – учитель биологии высшей квалификационной категории, имеет звание «Почетный работник общего образования».
Шилинг Галина Николаевна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории, награждена Почетной грамотой Министерства образования.
Ластовенко Ирина Викторовна – учитель английского языка высшей квалификационной категории, победитель районного конкурса «Учитель года 2007».
У школы есть будущее, поскольку в неё возвращаются работать учителями ее выпускники.
Сейчас трудно выяснить были ли грамотные люди в нашем посёлке до основания завода в 1811 году. Со строительством завода в нашем посёлке стали появляться грамотные люди, так как нужно было обращаться с машинами, «читать» чертежи, пользоваться расчётными книжками. Образованием рабочих никто конкретно не занимался. Но после отмены крепостного права в 1861 году в Майкор приехала Старкова Евдокия Егоровна, она поселилась в отцовском доме в деревне Быково. Пошла работать на завод, и её определили «артельщицей». Артель работала на погрузке железа в баржи, и Старкова Е.Е. записывала результат работы. В 20 лет она вышла замуж, муж был безграмотный: ранее, если нужно было что-то сосчитать, то делали зарубки на палке топором. Муж запретил Евдокии Егоровне работать, и женщина стала заниматься домашним хозяйством, а заодно и обучать грамоте «охочих» детишек на дому (сейчас это ул. Заводская, 24). Стали в посёлке называть Старкову «мастерицей» или «начётчицей». Собирались в доме Старковой 8 мальчиков и по букварю читали «Аз-буки-веди».
В 1868 году рабочие обращаются к управляющему заводом с просьбой выделить специальное помещение для школы. В 1869 году было основано Никитинское мужское начальное училище. «Помещается в общественном доме. Учащихся 141 человек, мальчики, русские. Законодатель Михаил Киселёв, учитель Пётр Чадов, учительница Александра Розова» (справка из архива).
Детей стали учить в Коловском доме по ул. Заводской. В 1878 году приезжает в посёлок из п. Кыласово учительница Ольга Васильевна Плетнева. Она имела учительское образование, была талантливым воспитателем.
Мальчиков обучали в новой школе, которую построили в 1877 году. Арапов Тимофей Иванович вспоминал, что учитель Пётр Егорович Чалов «придёт бывало в школу под «мухой», ему не до занятий и говорит: «Ребята, может вам книжки охота почитать? Берите сами (открывает шкаф с книжками), только завтра принесите. Кому карандаши, бумагу надо, берите и деньги платите».
Сначала в этой школе обучали и девочек, только вход в здание (сейчас разрушенный кинотеатр) для них был со стороны церкви. В женской половине работала О.В. Плетнева. Девочки помещались в двух классных комнатах. В одной комнате I класс, во второй комнате II и III классы. Иногда просто по-любительски приходили Анна Семёновна Пушкарёва и Маргарита Константиновна Обер (сестра управляющего заводом). Тогда в каждом классе занимались с учительницей. Преподавали в женской школе Закон Божий, чтение гражданской и церковной печати, арифметику, чистописание, рукоделие, пение. Во внеурочное время Ольга Васильевна учила вязанию, кройке, шитью, и эти кружки посещали многие. Но, очевидно, места для занятия ребятишек становилось мало, и в 1893 году волостной сказ обращается в Главное управление Нижнетагильских и Луньевских заводов с просьбой: «1893 года апреля 11 дня, мы, нижеподписавшиеся Никитинской волости, выборные от двух обществ: Никитинского мастерового и Майкорского крестьян-собственников от 1173 дворов по распоряжению волостного старшины Андрея Тимофеевича Микова собраны на волостной сход…»
Слушали предложение нашего старшины Микова о том, что здания Волостного правления и училища требуют капитального ремонта, а в училище из-за недостатка в нём мест для учащихся последним отказывают в приёме». И далее в письме подробно описывается, что при каждом заводе или мануфактуре имеются училища, а в нашем рабочем посёлке такового нет. И 82 человека подписали прошение в Соликамскую Уездную управу и главное правление заводов. 1 февраля 1894 года управляющий заводом Оберг и смотритель лесов И.Петров отпустили на строительство женского училища и ремонта мужского училища (с пристроем) 500 штук делового леса и 30 штук для ремонта ограды». И далее имеются документы, что 10 августа 1895 года начата постройка здания женской школы. После постройки нового здания девочек перевели в школу, которая была построена на угоре. В школе было три класса, каждый класс помещался в отдельной комнате. В зимнее время для учениц устраивалась ёлка, деньги на подарки собирали по подписному листу, обходя дома зажиточных людей, они давали по 2-3 рубля. На собранные деньги готовили гостинцы и подарки. Их заворачивали в платки или клали в кулёчки. Учительницу Ольгу Петровну девочки очень любили и после школы всегда провожали до дому. Весной Ольга Васильевна устраивала игры на угоре, водила детишек в завод, на экскурсии.
В 1909 1915 годах в школе уже работали три учительницы: Плетнева О.В., Старовойтова Александра Дмитриевна, Тельканова Анна Григорьевна. В школе была чистота, обувь (чаще всего лапти) оставляли в коридоре и в комнатах ходили в чулках. В классных комнатах было много цветов. В школе имелась небольшая библиотека, из которой Ольга Васильевна выдавала книги домой, а также выписывала журналы.
Мужская школа была двуклассной. Первому классу соответствовали 1,2,3 годы обучения, и ученики, проучившись положенное время, получали свидетельство о том, что они закончили I курс обучения. После 5 лет выдавалось свидетельство об окончании Никитинского двуклассного училища. В этом училище велись следующие предметы: Закон Божий, русский язык с церковнославянским, арифметика, геометрия, география, естествознание, русская история, черчение, чистописание.
Обучали мальчиков Федосеева Н.А., Южакова В.И., Шнейерова Л.М., Черевкова М.Л., Белоногова А.С., а в старшем звене работали мужчины: Черевков И.С., Котюхин А.Ф., Федосеев А., Михаил Киселёв священник. Всего в обеих школах обучалось до 200, не более учеников.
О своей работе рассказывает Корякин Пётр Васильевич (1887 г.р.). «Жили в деревне Филиневщине. В школу начали ходить 1895 году в лаптях и полушубке, крытым синим холстом. Школа была в новом здании (бывший кинотеатр). Мужской школой заведовал Чадов Пётр Ефремович. В 1898 году открылся 4 класс, но учиться мне в нём не пришлось, так как 3-ий по болезни закончить не пришлось. Домашнее задание выполнял при свете лучины».
После Октябрьской революции в системе народного образования сразу всё изменилось. Доступ в школу стал массовым. Декреты Советской власти говорили об открытии новых школ. В Майкоре открылось Высшее начальное училище (7 классов), где могли продолжить образование девочки. Добавились начальные школы, число учащихся выросло в 3-4 раза (если учесть, что население посёлка составляло около 6 тыс. чел.). Помещений не хватало, и школы были открыты в частных домах, даже была открыта национальная татарская школа. Чертулова Клавдия Васильевна вспоминает, что в 1920 году поступила в подготовительный класс Высшего начального училища, но в нём ничему не учили, время было холодное и голодное, дети ждали, когда им нальют чашку похлёбки. Бумаги в то время тоже не было, писали кто на чём, да и книг тоже не хватало. Это училище находилось в здании современной музыкальной школы. В посёлке отрыли ещё одну школу. Её прозвали «белой» за покрашенный известью фасад это здание современного поселкового Совета. Школы получили нумерацию:
Чтобы продолжить образование ученики вынуждены были ехать в поселок Пожва или в г. Чёрмоз.
«Примерно в 1927 году начальная школа I ступени №1 была переименована в Опорную школу I ступени», вспоминает Шелонцева Юлия Фатеевна. И в этой школе более 30 лет проработала Южакова Валентина Ивановна. Очень требовательный и опытный педагог, она считалась законодательницей правил поведения учительского общества. Знания Южаковой В.И. для учеников были прочной опорой в жизни, и её уроки с удовольствием посещали молодые учителя.
В 1930-1931 гг. школы I ступени были реорганизованы: появились вечерние рабочие факультеты (рабфаки), школы ФЗУ (фабрично-заводские училища) и ФЗС (фабрично-заводские семилетки). Это было созвучно со временем индустриализации, когда стране нужны были грамотные рабочие кадры. Ученики ФЗС им. Н.К.Крупской одновременно работали и учились. Первым директором ФЗС был Баянов Константин Павлович. Не было ни оборудования, ни опытных учителей, но энергичный, трудолюбивый, настойчивый Баянов сумел создать сплочённые учительский и ученический коллективы. В школу привлекли учителей из начальных классов и опытных, умных людей, таких как Земляникина Елена Каранатовна, Шишкин Борис Дадович, Богданова Евгения Дмитриевна, Тютюкова Валентина Петровна. Эта школа была в здании современного поселкового Совета. В 30-ые годы в школе было введено политехническое обучение. Сначала проходили обучение по труду (обработка металла в цехах, Майкорского завода), а потом при школе были организованы мастерские: столярная (Самохвалов И.Ф.), слесарная (Красносельских И.Е.). Любимым учителем тех лет был преподаватель труда по дереву Шелонцев А.К., он жил при школе и все вечера занимался детьми. Вёл струнный и фотокружки, организовывал вечера. Нельзя не сказать про преподавателя физики, географии, химии, астрономии Баянова Диодора Павловича, он с детьми совершал поездки по стране, а оборудование для кабинетов делали своими руками. Дети его обожали, и, может не случайно, в его классе учился будущий герой Советского Союза Вотинов Африкан Иванович. Баянов Д.П. ездил с ребятишками в Москву, на Коньжаковский Камень на Среднем Урале и это всё на заработанные ими деньги. А иногда и просто «бродили» по Майкору, астрономию изучали ночью по звёздному небу. К этому времени в школе появляется много талантливых педагогов: Земляникина Е.К., Гудовщикова О.Т., Михайлов Н.М., Денисов В.И., Земляникин А.К., Давыдова В.И.
С 1930 года (в первую пятилетку) был введён декрет об обязательном всеобщем начальном обучении. Увеличилось число учащихся начальных классов. В 1933 году в здании современной музыкальной школы и музея была основана начальная школа (её перевели из здания по ул. Свободы бывшая детская библиотека). В коллективе этой школы работали Попова Агния Васильевна, Шелонцева Юлия Фотеевна, Микова Зинаида Алексеевна. Потом в школу пришли Соломенникова Ольга Петровна, Давыдова Анастасия Ивановна. Но число ребят в школе росло, и из Полютов были переведены Кирьянова А.Ф., Якимова А.М., Бусыгина(Давыдова) Л.П., Мелехина(Симонова) Зинаида Павловна и занятия проводились в две смены. 17 лет заведующей школы № 3 была Соломенникова Ольга Петровна, школой № 2 руководила Корякина Зинаида Григорьевна.
К середине 30-ых годов квалифицированные рабочие были подготовлены, и нужда в ФЗС отпала, в стране появляются 8-, 9-, 10-летние школы. В 1935 году в Майкоре открыли 8 класс, его с успехом закончили Давыдов Л.Н., Шишкин Б.Д., Давыдов Б.И., а вот следующий 8 класс Закончила Баяндина Феодосия Ивановна (кандидат физико-математических наук при Ленинградской военной Академии). Все ждали открытия 9 класса, но оно откладывалось, и старшеклассникам приходилось обучаться в Пожвинской школе.
Вот как рассказывает об этом Шишкин Б.Д. (кстати, он закончил Пожвинскую среднюю школу с одной «4»):
«Перечитывая короткие записи, сделанные мною в годы учёбы в Майкорской 7-летней школе в 1936 году, я вспоминаю, с какими трудностями Майкорская семилетняя вырастала в среднюю школу. В 1936 году мы окончили 8 класс, но не знали, будет ли открыт 9-ый. Наши родители упорно ходатайствовали об открытии следующего класса. Директор школы, Баянов К.П., прилагал все усилия для того, чтобы была основана старшая ступень. Однако в конце августа стало известно, что девятого класса в Майкоре не будет, и нам пришлось сдавать документы в п. Пожву. В районе не могли согласиться с тем, что в Майкоре будет открыт девятый класс. Не помогли ни настойчивые просьбы родителей, ни поездка К.П. Баянова в г.Свердловск (т.к. Пермской области не было). А потом К.П. Баянов был переведён директором в г. Чёрмоз» (Архив музея)
Прошли годы, и пришёл страшный 1941 год. Вот так о нём пишет Давыдов Аркадий Иванович: «22 июня грянула война. Мужчин стали отправлять на фронт от поселкового Совета ул. Заводская. Играл духовой оркестр под управлением Билль М.Д., колонны двигались в двух направлениях: на Усть-Пожву и в г. Чёрмоз. За считанные дни осиротел посёлок. На заводе и трёх колхозах остались старики, женщины и дети. Колхозникам рацион урезали, навоз не вывозился, зерновые убирались не по ношу». В военные годы Учителя и Ученики не оставались в стороне: работали на заводе, обязательно на сборе колосков младшие классы, на заготовке кормов старшие. Зимой отправляли на фронт посылки с шарфами, шапками, варежками. Собирали деньги. Эти дни описывает бригадир колхоза: «По радио объявили, что началась война. В нашей деревне Зуево бабы стали реветь, мужчины собирать котомки, ребятишки с испугу прятались под кровать. Если до войны дети работали в колхозе и им давали 400 гр. печёного хлеба за трудодень, то теперь 400 гр. овсяной муки. Когда школьники работали летом, им приходилось давать смирных лошадей во времена сенокоса, таких, которые «сами к зароду идут» (архив музея).
А вот записи учительницы тех лет Сорокиной П.Ф.: «Шёл 1941 год, враги вплотную подходили к Москве и Ленинграду. Наша школа приняла в свои классы московских эвакуированных школьников. В посёлке начали создаваться интернаты. Вместе с ребятами приезжали и учителя, среди которых была Регина Исаакова доцент исторических наук. Наш коллектив откликнулся на призыв правительства помочь в разгроме врага. Мы с комсомольцами шли на завод в воскресные дни, собирали металлолом, помогали колхозникам убирать хлеб, сено, картофель. Собирали деньги в фонд обороны 11 746 руб.» (архив музея).
Не остались в стороне учителя, которые пошли добровольцами на фронт: Шишкин Борис Дадович, Баянов К.П. и Баянов Диодор П.(оба погибли), Земляникин Аркадий Каронатович, трудными дорогами войны прошла Неволина Мария Фёдоровна, которая имела награды: орден Славы III степени, медали «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены». А в посёлке в это время трудились Земляникина Елена Каранатовна, Осинникова М.Е., Казанцева Т.А., Извекова Евгения Васильевна, Симанова Зинаида Павловна, Давыдова Людмила Пудовна, Гуляева Ольа Никоновна, Полуян Зинаида Васильевна, Попова Агния Васильевна, Давыдова Евгения Васильевна, Давыдова Александра Александровна, Батина Александра Михайловна, Кривец Е.П., Ляшкова Лидия Николаевна, Сошникова Фаина Михайловна, Корякина Нина Ивановна, Головин Альберт Васильевич, Артюшевская Ариадна Николаевна, Микова Нина Васильевна. Закончилась война и по распоряжению правительства СССР учителя, участники войны, в первую очередь были демобилизованы из армии, чтоб продолжить обучение детей.
После Великой Отечественной войны началось строительство Камской ГЭС, и наш Майкорский металлургический завод попадал в зону затопления, поэтому его в 1956 году демонтировали, р. Иньва разлилась, стала судоходной. Часть заводского населения выехало из Майкора, но началось широкомасштабное развитие лесодобывающего и перерабатывающего предприятия Иньвенского рейда. Началась застройка нового района п. Майкор от ул. Свердлова до д. Зуево и Быково. В планирование вошёл проект новой средней школы по ул. Лермонтова, рассчитанных на 280 учащихся (на одно здание). Так в посёлке появилась новая школа. Директором новой средней школы стал Устинов Ю.Г.. В состав учителей школы вошли: Земляникин Аркадий Каронатович, Харьянова Зинаида Иванована, Артюшевских Ариадна Николаевна, Микова Н.И., Цейман Елизавета Петровна, Чиркова Александра Кононовна, Давыдова Нина Николаевна – завуч, Кривец Евдокия Петровна, Давыдова Вера Ивановна, Неволина Алевтина Александровна, Корякина Н.Н..
В 1964 году 19 августа было принято решение об открытии 8-летней школы: «Открыть при посёлке Майкор 8-летнюю школу на базе Майкорской начальной школы. Горкинскую школу включить в состав Майкорской 8-летней школы из расчёта 17 классов колхозников. Заведующему района товарищу Бурлакову в срок до 20 августа укомплектовать школу учительскими и руководящими кадрами» (архив музея).
Педагогический состав школы на 1964 1965 уч. годы: Корякин А.А. директор, Шишкина Л.Г. завуч, Шишкин Б.Д., Мехоношина Вера Апполинарьевна, Земляникина Е.К., Назукина Антонина Васильевна, Бородина Зинаида Леонидовна, Наговицина Светлана А., Казанцева В.М., Редькин Геннадий Алексеевич, Чащихин Виталий Георгиевич, Килина Анастасия Фёдоровна, Давыдова Е.В., Якимова Ольга Васильевна, Попова Ю.И., Неволина Мария Георгиевна, Казанцева Татьяна Андреевна, Давыдова Людмила Пудовна (Петровна), Микова Л. П., Давыдова Ольга Матвеевна, Симанова Зинаида Павловна.
Школа состояла из двух зданий: на берегу (бывшая «женская») в ней учились начальные классы, и здание церкви в ней учились с 4 по 8 классы. Ученики, окончившие 8 классов, продолжали обучение в средней школе на посёлке лесозаготовителей.
Но уже к началу 80-х годов школы стали достаточно ветхие, и появилась идея заложить в посёлке новую каменную школу. Первыми «ходоками» по инстанциям стали директор СШ Бражкина Галина Ивановна и директор восьмилетней школы Венслав Надежда Николаевна, помощь в организации оказал директор совхоза «Майкорский» Тудвасев Константин Иванович, так в 1984 году был заложен первый «камень» в основание новой школы. К тому времени в здании бывшего Государственного Банка была открыта музыкальная школа, в которой ребятишки получали дополнительное образование по классу фортепиано или аккордеона.
В 1989 году приняв на себя тяжкий труд достраивать и открывать новое здание школы взяла на себя новый директор Хорошева Вера Ионовна. Особенность её директорства была в том, что она на волнах демократических преобразований была не назначена, а выбрана директором на собрании двух учительских коллективов. С сентября 1989 года стала функционировать новая средняя школа, включающая в себя 34 класса комплекта и педагогический коллектив из 52 учителей.
В зданиях бывших школ разместились коррекционная школа и Дом детского творчества. Сейчас эти учреждения действуют.
Воспоминания о школьных годах Ставрова Василия Петровича