МБОУ «Майкорская средняя общеобразовательная школа»


    Телефон (факс): (34246) 2-63-25
    Электронная почта: maykorschool@yandex.ru
    Адрес: 619184, Пермский край, Юсьвинский район,
    п. Майкор, ул. Ленина, д. 98
   Сведения об учреждении
Меню сайта

Последнее
обновление
26.04.2024

Детство, опаленное войной

Словно призраки, бледны,

 Мы крепились - не кричали,

 Дети страшной той войны,            

Дети гнева и печали.

Валерий Шамшурин

   Майкор – моя малая  родина с богатым историческим прошлым. В годы Великой Отечественной войны Урал был территорией глубокого тыла. Годы военных испытаний перенесли и мои односельчане. Я хочу рассказать о том, как подростки   военных лет помогали фронту.

        К началу войны население нашего поселка составляло шесть  тысяч человек. Наш посёлок представлял собой большой центр тяжёлой промышленности. Крупным и промышленными  предприятиями были Майкорский металлургический завод и Иньвенский сплавной рейд. На территории Майкорского сельского совета  располагалось три колхоза: им. Н.К. Крупской, им. Кагановича,  им. С.М. Кирова. Дети получали образования в четырех  школах, одна из которых была десятилетней. 

       22 июня 1941 года по радио  объявили страшную весть  о начале войны. Мужчины  с первых дней стали собираться  на фронт. Из нашего поселка на войну ушло более 700 человек. Ряд рабочих правительство   оставило на заводе – они получили «бронь», то есть их нельзя было мобилизовать на фронт. Высококвалифицированные рабочие  были  закреплены за заводом – стране нужен был металл. Завод был зачислен в число оборонных, трёхсменный график работ был заменен   двухсменным. Однако рабочих рук всё равно не хватало, вот тогда и встали к станкам, лебёдкам, томительным печам подростки - мальчишки 13-16 лет. О работе мальчишек в годы войны мне рассказывала моя  бабушка и  труженики тыла, с которыми я встречалась. Много воспоминании я нашла в местном музее. 

        Наш завод выпускал древесноугольный чугун, его отправляли на заводы города  Перми, где потом он превращался в сталь для снарядов и оружия. Домна топилась день и ночь, ведь  за одну смену нужно было обязательно произвести определённую норму металла, а иногда и больше. У печи работали горновые, а вот к подсобным работам были привлечены подростки. Они тянули тросы - лебёдки,   к которым были прикреплены огромные емкости - «бадьи»- с шихтой (смесь из угля, руды, извёстки и метало крошки). Вот как об этом рассказывает Шелонцев Евгений  Павлович, 1931 года рождения: «На работу меня устроил отец,  а мне было всего 13 лет, он взял на себя ответственность за сына. Я должен был тянуть толстый трос, подтаскивать «бадьи».  Работать было тяжёло: утром мы учились, а вечером шли работать  на завод. От усталости и недосыпания, недоедания сил  мальчишкам не хватало, а конвейер с емкостями нужно было подавать своевременно. Нас, пацанов, контролировал дядя Паша. Он вернулся с фронта с раненой ногой и не мог выполнить тяжёлую работу. Дядя Паша руководил нами, и вот, если я засыпал на ходу, он кричал: «Женька, не спать!».

     Также мальчишки работали коневодами, они водили по рельсам  лошадей, которые  подвозили руду с эстакады, а обратно отвозили готовый металл. Летом работать было легче – тепло, от реки в жару была прохлада. А вот зимой условия труда были крайне тяжёлыми: мальчишки – коневоды водили   лошадей в лютые морозы под 30 градусов. В цехе, пока выгружали шихту, отогревались, а потом опять шли на эстакаду, где мёрзли во время погрузки. Одетые в жалкие лохмотья, полуголодные мальчики умудрялись находить старые ватники и укрывать ими лошадей, пока шла погрузка. Лошадей берегли - им тоже доставалось нелегко. Однако никто не жаловался, все понимали важность порученного дела».

      Подростки   помогали и заводским  женщинам. Работницы вылавливали древесные чурки из воды и томили их в печах для получения древесного угля. В холод телогрейки и лапти примерзали к телу, но оставить работу было нельзя.  Даже больные с температурой  в 37,5 градусов должны был выработать дневную норму.

     Ещё часть подростков работала у станков, они  вытачивали детали для ремонтных работ, и если рост мальчика был небольшой, ему под ноги сколачивали специальный ящичек. За годы войны  наш завод дал Родине 200 тысяч тонн высококачественного чугуна (это примерно 6 тысяч танков) . А ещё на заводе выпускали маленькие окопные печки, про которые пели «бьется в тесной печурке огонь». За годы войны многие мальчишки и девчонки, трудившиеся на полях и заводе, были награждены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

   Владимир Радкевич - наш пермский поэт написал стихотворение, которое рассказывает о тех годах:

        Зачем ты, война,  у мальчишек их детство украла?

        И синее небо, и запах простого цветка,

        Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

        Подставили ящички, чтоб достать до станка.

        И вот неподкупной зимою военного года,

        Когда занимался над Камой холодный рассвет,

        Собрал самых лучших директор завода,

        А было рабочим всего по четырнадцать лет.

       

       Не менее тяжёлый труд был в колхозах. Если ребята постарше работали в заводе, то дети с 8  до 12 лет трудились в сельском хозяйстве. Учительница Давыдова Александра Александровна, работавшая в годы войны в школе, вспоминает: «Я работала в малокомплектной школе в поселке спецпереселенцев Горки. Все лето мы с детьми работали в колхозе им. С.М.Кирова, малыши гребли, а ребята постарше метали сено, возили  копны. Особенностью нашей школы было то, что детский коллектив состоял из детей, чьи родители были   репрессированы, а также выселенных немцев, татар, евреев и поляков. Однако никакой национальной розни  не  было».

        Давыдов Аркадий Николаевич так описывает своё военное детство: «Учиться было очень трудно.  Продукты питания давали по карточкам,   рабочий завода  получал 800 граммов хлеба (доменщики 1 кг), служащие – 500 грамм, дети – 300 грамм.  Дети ходили больные, полуголодные, полуоглохшие от недоедания. А тут ещё в Майкор привезли эвакуированных детей из  Москвы и Ленинграда вместе с учителями. Классы были переполнены, в кабинетах сидело по 42-45 человек. Осенью 1941 года после занятий мы ходили на колхозные поля собирать колоски, копать картофель, а по воскресеньям ходили по дворам и собирали металлолом для завода.  Кроме  этого мы  сами для школы заготавливали дрова: пилили, кололи, складывали.  В школе было 22 печи, но в кабинетах  всё равно было холодно.  В сильные морозы чернила замерзали в чернильницах.  Не было бумаги -  писали на старых газетах или ненужных книгах».Наверно про такой труд написал стихотворение Константин Мартовский:

      На этом поле не найдешь патрона,

      Пробитой каски, ржавого штыка,

      Но здесь стояла насмерть оборона

      Четыре долгих года, как века…

        Моя бабушка Чадова Ираида Семеновна 1933 года рождения со слезами на глазах рассказывала про голодные годы войны: «Кушать хотелось постоянно, мы рады были гнилой картошке, молодым побегам крапивы, зеленым листикам  пиканов, ели подросшие побеги елочных веточек. Однажды в туалете я нашла арбузную корку и съела ее, не испытывая чувства брезгливости. В эти годы мы должны были ходить на колхозные поля, что бы полоть, собирать колоски, картофель. Нас в семье было 8 детей, мама работала на заводе, грузила двухметровые чурки для томительных печей. Мы, дети, ее почти не видели. В зимнее время    она приходила  поздно, забиралась на русскую печь отогреваться - лапти примерзали к ее ногам» .

        Прошла первая военная зима. Наступила весна, она принесла новые испытания труженикам села. На мужчин-колхозников  «бронь» не распространялась и их почти всех забрали на фронт, а это значит, что  деревни остались без мужской силы . Для фронта требовались мясо, хлеб, яйца, шерсть, кожа, лён – всё это должны были сдавать труженики села.  Главная задача первых лет войны  была сохранить посевные площади, чтобы сдать государству зерно, овощи, картофель. Давыдов Аркадий Николаевич вспоминает: «В 1942 году колхозникам увеличили план сдачи  зерна государству, так как западные районы страны оказались под оккупацией фашистов. Работникам села урезали трудодень до 200-300 граммов  хлеба. Колхозы обнищали, тракторы и технику отправили на переплавку, лучших лошадей забрали на фронт, а старые клячи дохли от непосильного труда. У оставшихся лошадей из рациона убрали овёс, осталось только сено, лошади стали походить на стиральные доски – одни рёбра торчали. Поэтому землю пахали женщины и дети. Две-три женщины впрягались в плуг, а мы  - подростки волокли его по борозде, взявшись за ручки плуга, управляясь с трудом. Нас мотает из стороны в сторону.    К вечеру ноги как будто свинцом налиты, спать валишься, про еду забыв, а завтра снова  в поле. Съешь вареную картошку и 50 граммов хлеба, похлебаешь суп из пиканов и  крапивы, или щи из щавеля и за работу». 

    Летом подростки работали на заготовке кормов.  Мальчишек  старше 12 лет назначали бригадирами, вот и командовал «детской» бригадой «мужичок с ноготок», а чтоб важным казаться юный бригадир старался говорить басом. Девочки гребли, мальчики и бабы стога метали. Осенью все школьники с 8 лет  снова выходили в поле – колоски собирать, картошку копать, молотить снопы на гумне. Для колосков выдавали мешочки, а вот картошку копали  заостренными палочками, так как лопат на всех не было. Совсем как у Флора Васильева:

       В осенний дождь, закинув в угол книжки,

       Без лишних слов, как требует война,

       До срока повзрослевшие мальчишки,

       Мы на току трудились допоздна…

        Зимой школьники для фронтовиков собирали посылки с махоркой, варежками, шарфами. Ребятишки писали письма на передовую, собирали и зарабатывали деньги в Фонд Обороны. За помощь фронту ученики Майкорской средней школы получили благодарственное письмо от самого Главнокомандующего И.В.Сталина, а после войны многие учителя были награждены медалями « За доблестный труд в годы Великой   Отечественной войны 1941-1945 годов».

      Семьдесят лет назад закончилась война, но вслушиваясь в речи ветеранов, перечитывая письма с фронта, изучая архивные документы, я поняла, что прошлое не ушло, оно рядом, оно  болит, оно учит. Собирая материалы для свой работы,  я постоянно думала: «А смогли бы мы – дети  двадцать первого века - жить и поступать  также как наши сверстники в далекие сороковые, роковые?» И я сама себе ответила: «Да». Ведь мы - дети великой истории, великой России! Пока жива память, пока рядом с нами те, кто  «в сорок первом получил медали, а только в сорок пятом паспорта» нам есть  у кого учиться, нам есть с кого брать пример, нам есть кем гордиться!

Майкорский металлургический завод

Женщины на заводе

Коневоды

Металл – фронту!

«Дни и ночи у мартеновских печей…»

Трактористка Корякина В.Ф.

Колхозники в годы Великой Отечественной войны на току

Письмо школьников на фронт

Письмо Сталина ученикам

Швецова Мария, 2010 год

Майкорская СОШ

Майкорская СОШ

Родительский университет

Защита детства

Защита прав детства – Пермский край

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Официальный портал ЕГЭ

РДШ

Десятилетие детства

Министерство просвещения РФ







Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz